сеть ресторанов

Многие инвесторы, входя в ресторанный бизнес планируют развивать сетевые проекты. То есть, не ограничиваться открытием одной торговой точки, а продолжать открывать новые и новые заведения. Как показывает практика, далеко не все из них представляют, каким образом они будут это делать, с какой скоростью смогут открывать свои заведения, откуда будут брать финансы, как организовать процесс и многое другое.

В этом материале мы постараемся дать возможность взглянуть потенциальному сеть ресторанов инвестору на некоторые трудности, которые могут встретиться на пути и, там где возможно без анализа ситуации конкретного случая, дать некоторые рекомендации как их избежать или пройти с наименьшими усилиями и потерями.

Сколько ресторанов должно быть в сети, чтобы это можно было бы называть сетью? Обычно, называют число три или пять. То есть три или пять заведений – это уже сеть. Хотя, лично на мой взгляд, куда девается «два»? Еще не сеть? Может быть, но ведь их уже и не один. Поэтому, чтобы не задумываться над этим малосущественным вопросом будем считать, что все, что больше одного ресторана – это сеть.
Понятие сети объединяет единый бренд. То есть, все предприятия, входящие в сеть должны работать под одним брендом.
Управляющий или контролирующий центр. Даже если сеть развивается по франчайзинговой схеме, всегда существует головной офис, который определяет стратегическую линию развития, определяет разграничения ответственности головного офиса и отдельных ресторанов.

Единое качество. Единое меню. Качество кухни должно быть идентичным во всех ресторанах, независимо от территории. Это в идеале. В реальности, конечно, это не всегда соблюдается. Да и не всегда легко соблюсти. Это связано с тем, что если рестораны размещены на большой территории, то и поставка продуктов будет осуществляться различными поставщиками. А это означает, что кухня будет отличаться, хотя, в большинстве случаев и незначительно. Этого удается избежать, если рестораны сосредоточены компактно. Тогда строится единое производство полуфабрикатов, которые развозятся по торговым точкам. Это возможно для таки сетевых концепций, как фаст-фуды и в некоторых случаях демократичных ресторанов. В дорогих ресторанах, которые также могут быть сетевыми и где использование полуфабрикатов из единого заготовочного центра затруднено, необходимо особенно тщательно контролировать качество. Возникает естественный вопрос – когда делать заготовительный центр? Сколько для этого нужно точек? Ответить на этот вопрос однозначно довольно сложно. Многое зависит от успешности концепции, предлагаемого ассортимента, требующейся квалификации специалистов, темпов роста количества ресторанов и других факторов. Обычно о создании такого центра инвесторы начинают задумываться, когда работает не менее трех точек, а, в большинстве своем, когда их уже пять и более – то задача становится весьма актуальной. Очевидно, что создавая такой центр вы делаете дополнительные инвестиции. С другой стороны, часть расходов с каждой конкретной точки будет уменьшена, то есть, вы получаете возможность увеличения прибыли. Будет логично, что при открытии заготовительного (распределительного) центра (цеха) вам удастся не просто нивелировать эти затраты, а их реально сократить. И таким образом, чтобы вернуть стоимость открытия этого центра. Это как минимум. То есть, при достижении этих условий, и стоит открываться. Можно открыть его и раньше, при условии, что вы уверены, что ваша сеть будет расти вполне определенными темпами, то есть, существует определенный план развития, который выдерживается.